Школьный курс наполнен описаниями и представлениями динамических процессов – процессов, разворачивающихся во времени.
Только вообразите себе эти картины!
Вещества сливаются и вступают в реакцию, взрываются, выпадают в осадок, растворяют друг друга, меняют цвет, разжижаются или затвердевают. Не зная границ, мечутся молекулы газов, молекулы жидкостей колеблются, с трудом расставаясь друг с другом, в твёрдых телах молекулы дрожат на своих местах. Раскачиваются маятники часов, раскачиваются атомы в молекулах, движется пешеход из пункта А в пункт Б, шевелятся реснички и жгутики простейших, растут колонии водорослей, пробиваются из земли на свет ростки, вырастают в огромные деревья, растут, развиваются, живут, увядают, падают и постепенно превращаются в ту же землю.
Биологические виды превращаются друг в друга, движимые мощными и таинственными силами эволюции. Движутся органоиды в клетках. Хромосомы исполняют свой великий танец, разбиваясь на пары. Крутятся шестерни, зацепляясь друг за друга. Кривошипы и маховики, поршни и кулисы приводят в движение большие и маленькие машины, автомобили движутся по дорогам, развозя людей и грузы. Несутся по просторам океанов корабли и волны, мчатся волны по проводам и по брюшкам ползущих улиток. Микробы и динозавры движутся, не замечая друг друга.
Народы переселяются по просторам, бьются, защищая свою землю, бьются, захватывая чужую, города воздвигаются и приходят в упадок, превращаются в руины, границы между государствами сдвигаются, исчезают и возникают новые.
Земные платформы движутся, и вместе с ними перемещаются материки, вырастают и стареют горы, пары воды поднимаются к облакам и становятся облаками, облака проливаются дождём, пустыня век за веком наступает на сады. Вращаются, несясь по своим орбитам, небесные тела, растут и гаснут звёзды, Галактики… Луна силой своего тяготения тащит за собой волну прилива, сменяются фазы Луны, сменяется день ночью…
Буквы возникают на листах бумаги, соединяясь в слова и фразы. Персонажи движутся навстречу невероятной любви или неизбежной гибели.
Всё в ДВИЖЕНИИ. Ум ученика требует наглядности и активности.
Между тем, в школьных занятиях всё тихо и мирно. Школьник читает застывшие тексты, рассматривает статичные картинки. Редко он видит опыты или действующие модели – не всегда они доступны, не всегда они есть в распоряжении учителя, да и где напастись моделей на все случаи? Как сделать действующую модель, например, вулкана?
Но – в зазоре между рисунками и реальными моделями – живут ещё и виртуальные – иллюзионные модели. Модели, выполненные средствами мультипликации.
Там, где простой показ статичных изображений даёт информацию разуму, мультипликация предъявляет сообщение непосредственно чувствам. Я не рассказ о движении получаю, а само движение вижу. Мультфильм – очень увлекательное зрелище. Оно обращается не только к мысли, облечённой в слова, но и к самому непосредственному ощущению жизни.
Время от времени ученику показывают в школе мультфильмы по различным школьным предметам. Это профессионально выполненные и качественные работы. Но их набор очень ограничен. Они катастрофически быстро морально устаревают. Учителю трудно напастись мультфильмов на все темы, в которых нужно бы их иметь. И ученику не так-то просто их рассмотреть. Рисунки в учебниках всегда под рукой, плакаты на стенах видны в любой момент, а мультфильм показали – и осталось о нём только вспоминать. Мобильный класс даёт в руки каждого ученика супер-книгу – портативный компьютер, который может предъявить взору ученика любую мультипликацию в любой нужный момент. Но где же взять эти самые мультипликации на все случаи жизни? Всё более остро возникает вопрос о насыщении этой замечательной книги адекватными иллюстрациями.
Вывод простой. Сегодняшним ученику и учителю надо начинать самим делать мультипликационные пособия для собственного повседневного учения. У ученика появляется дополнительный повод и мотивация разобраться в сути изучаемых процессов – без этого трудно сделать хороший мультик. А у учителя появляется великое множество замечательно наглядных пособий.